Советы педагогов, психологов, логопедов

 

Уважаемые посетители, наш сайт переехал по адресу:

http://school1sim.ucoz.ru

Добро пожаловать!

Советы педагогов, психологов, логопедов

 Наиболее типичные ошибки родителей и взрослых

в воспитательных воздействиях:

  • Негативная оценка деятельности ребенка. Ребенку нельзя говорить: "Ты не умеешь рисовать и т.д.". В этих случаях ребенок теряет интерес к этому занятию и уверенность в себе.

  • Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность("Ничего не умеешь делать").

  • Недопустимо сравнивать ребенка с другим, его нельзя никому противоставлять. Это формирует негативизм, эгоизм и зависть.

  • Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму).

  • В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

  • Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.


  •  

    Рекомендуемые упражнения для развития

    познавательных процессов у ребенка

     

    Память

      

    Для расширения объема кратковременной памяти, развития у ребенка наблюдательности, внимательности можно использовать следующие упражнения:

    1.      «Назови, что видел». Для упражнения потребуется набор мелких игрушек или предметов. Игра начинается с минимального количества предметов (3 предмета). Ребенку дается 3 сек. На их запоминание. Затем его просят отвернуться и назвать предметы, которые он запомнил.

    4 предмета – 5 сек., 5 предметов – 8 сек., 6 предметов – 10 сек. Максимальное количество предметов – 8, на их запоминание – 15 сек.

    2.      «Что изменилось». Ребенку предлагают в течение 30 сек. запомнить расположенные в определенном порядке на столе предметы. Затем ребенок отворачивается, и положение предметов меняется. Нужно разложить предметы в исходном порядке, восстановить все как было.

    3.      «Назови слова». Ребенку называют от 5 до 10 несвязанных между собой слов. Он должен их запомнить. Сразу после прослушивания ребенок их воспроизводит. Для усложнения можно воспроизводить слова не сразу, а после паузы 5 – 30 сек.

    Набор слов: гора, игла, роза, кошка, ваза, нога, часы, пальто, вода, елка, кино, зонтик, пчела, шар, тигр, ручка, помощь, дверь, и т.д.

    4.      «Назови пару». Ребенку читают 10-15 пар слов, которые между собой связаны по смыслу. После паузы в 1 мин. Читается первое слово из пары, а второе они должны вспомнить и записать у себя на листе. Слова читаются с интервалом в 6-7 сек. Например:

    Луч – солнце                     шум – вода                          замок – дверь

    Сук – елка                           стол – обед                         день – сутки

    Год – месяц                        мост – река                         пруд – плотина

    Ноль – число                      рубль – копейка                зверь – лиса

    Свет – заря                         лес – медведь                    глаз – ухо

    Марс – планета                 дуб – желудь                      ночь – звезда

    Дом – книга                         дичь – выстрел                  путь – дорога

    Нож – вилка                        рой – пчела                         сад – цветы

    Лист – дерево                    час – время                         пуля – война

    Молоко - корова                гвоздь - доска                    дождь - зонтик

     

    Внимание

      

    1.      «Вычеркни буквы». Для этого упражнения берется газетная вырезка текста. Ребенку предлагается находить и вычеркивать в тексте какую-то определенную букву (например, букву О) по строчкам.

    Позднее задание можно усложнить, предлагая вычеркивать сразу 2 разных буквы одновременно или, например, вычеркнуть все буквы А и подчеркнуть все буквы Я.

    1. «Расшифруй и посчитай». На листе записывается таблица с ключом к шифру. Например:

    1   2   3    4    5    6    7   8    9   

    А   Б   В    Г    Д   Е   Ж   З    И

    А ниже записываются примеры, арифметические действия. Ребенок должен расшифровать и посчитать.

    А + А =                И + Д – Б =

    З – Б =                   Е – В =

    3.      «Школа шифровальщиков».  Каждая буква алфавита имеет свой порядковый номер (А-1,Б-2,В-3,…Я-33). Ребенку предлагается зашифровать слова, предложения, текст, т.е. записать не буквами, а их номерами. Например, школа -  26-12-16-13-1.

    4.      Обратное задание.  Можно зашифровать какой-то текст, интересную для ребенка информацию и дать ему расшифровать.

    5.      «Наоборот». Ребенку нужно отвечать на вопросы взрослого словом и кивком головы. При этом, если согласен, говорить «да», одновременно покачиванием головы выражать несогласие, и наоборот.

    6.      «Съедобное – несъедобное». Взрослый, называя предмет, бросает мяч. Если предмет съедобный, ребенок ловит мяч, а если нет, ловить не надо.

    7.      «Летает – не летает». Взрослый называет слова и изображает руками крылья или опускает руки. Если предмет летает, то ребенок должен изобразить крылья, если не летает – опустить руки. Взрослый, стараясь обмануть, может имитировать крылья в то время, когда предмет не летает и наоборот. Ребенок должен внимательно слушать и реагировать не на действия, а на слова тренера.

    8.      «Карлики – великаны». Упражнение проводится по типу предыдущего, но дети на сигнал «карлики» должны присесть, а на сигнал «великаны» встать и поднять руки вверх. Взрослый также старается обмануть.

          9.       «Расставь значки». Можно для этого упражнения взять листок бумаги в клетку. Ребенку предлагается по строчкам проставлять значки, например, в одну клеточку точку, в следующую палочку, в третью – галочку или «+» и так чередуя несколько строк.

    Восприятие

      

    1.      «Глазомер». Ребенка просят определить расстояние от него до какого-то предмета. Например: «Сколько шагов от тебя до окна (двери)?». Ребенок отвечает и измеряет.

    2.      «На глаз». Взрослый показывает небольшой предмет от 5 до20 см. Предлагает ребенку на глаз определить длину предмета. Ребенок называет свой вариант. Затем взрослый измеряет этот предмет и называет точную длину.

    3.      «Послушай тишину». Одну минуту ребенку предлагают посидеть в тишине. За это время они должны услышать как можно больше звуков.

    4.    «Чудесный мешочек». Нужен мешочек, в который собрано много мелких предметов. Взрослый просит не глядя в мешочек достать из него определенный предмет.

     


    Психологические особенности старшего подростка

     

    Психологические особенности

     Положительные проявления

     Отрицательные проявления

     Воспитательное воздействие

    Чувство взрослости Стремление делать что-то полезное, социально значимое

    Копируются чисто внешние проявления взрослости (курение, употребление алкоголя)

    Поощрять проявление, общественно одобряемое проявление взрослости
    Потребительское отношение к взрослым Желание проверить равенство прав со взрослыми Расширение своих прав и сужение своих обязанностей Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования ( ребенок должен чувствовать безопасность)
    Недостаточный опыт общения - Агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций Совместный анализ поступков ребенка
    Реакция группирования  Подростковая группа своеобразный социальный «полигон», где отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, формируется социально ответственное поведение Ребенок полностью растворяется в группе, без нее как бы не существует. Влияние группы тем больше, чем неблагополучнее его отношения с родителями Налаживание взаимоотношений в семье. Расширить мир увлечений подростка
    Самооценка Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же на познание себя и других в процессе общения  Низкая или неоправданно высокая самооценка Оценочные суждения со стороны взрослых должны быть направлены не на личность в целом, а на конкретный поступок. Обстоятельный разбор причин побед и неудач
     

    Подробнее об этом прочитать вы сможете в книгах:

    "Практическая психология образования". Под ред И.В.Дубровиной. М.: 1997.

    "Книга для родителей старшеклассников". Толстых Н.Н. М.: 2000
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
    Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".